Дистанционное проведение предрейсовых медицинских осмотров

Нам часто задают вопрос: законно ли дистанционное проведение предрейсовых медицинских осмотров?

Давайте разберёмся.

Да, действительно закон о телемедицине № 242-ФЗ принят  29 июля 2017 года и вступил в силу с 1 января 2018 года.

Для того, чтобы разобраться, касается ли он предрейсовых медицинских осмотров, нужно ответить на несколько вопросов:

Кто имеет право проводить предрейсовые медицинские осмотры?

Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”  предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).


Какие требования предъявляются к кабинету для проведения предрейсовых медицинских осмотров?
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» кабинет должен состоять из комнаты для осмотра (не менее 12 кв.м.) и комнаты для отбора биологических сред (не менее 4 кв.м.), оборудованной канализацией. Также кабинет должен быть оснащен медицинским изделиями (кушетка, медицинский шкаф, столик, шпатели и многое другое)


При соблюдении всех этих требований на медицинский кабинет необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Учитывая тот факт, что сам предрейсовый осмотр предусматривает взятие биологических проб (слюна, моча), то необходимо соблюдать дезинфекционный режим, а это обязательное наличие младшего медицинского персонала.
Соответственно просто поставить в любом помещении прибор для проведения предрейсовых медицинских осмотров  нельзя.

Что необходимо проверять при проведении предрейсовых медицинских осмотрах?

Согласно Приказа №835н предрейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

  • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь

Можно ли всё это проверить дистанционно? Возможно… Однако согласно Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинские изделия должны быть включены в государственный реестр медицинских изделий.

На момент написания статьи 25.04.2018 в реестре росздравнадзора нет ни одного сертифицированного медицинского изделия для проведения дистанционного предрейсового медицинского осмотра, соответственно такие медосмотры не законны, несмотря на множество изделий, находящихся в свободной продаже.
Также хочется отметить, что получение лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров обязательно, а лицензия выдается адресно, непосредственно на тот кабинет, в котором и будут проводиться осмотры.

 

Итак, делаем вывод: предрейсовые медицинские осмотры регулируют множество законодательных актов и для того, чтобы указанные осмотры можно было проводить дистанционно, необходимы изменения во множестве из них.

 

Небольшой видеосюжет с коментарием начальника Росздравнадзора Крыма относительно комплексов дистанционного проведения предрейсовых медицинских осмотров.

 

Ответственность за нарушение лицензионных требований предусмотренна статьёй 14.1 КОАП РФ

 

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

 

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

 

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.