Топ-7 популярных мифов о предрейсовых осмотрах

На самом деле, все не так просто. Потребуется кабинет, который должен состоять из трех комнат:

  • Для осмотра
  • Для забора биологических сред
  • Для хранения отходов класса Б.

Также необходимо нанимать как минимум 3х медиков: медицинских сотрудника (руководитель с высшим медицинским образованием и два медработника - один замещает другого).

Оснащение кабинета и медицинское оборудование в среднем будет стоить 100 000 – 150 000 руб. Минимальные затраты на оплату труда за месяц (из расчета работы по 2 часа в день) от 40 000 руб.

Имея в штате 10 водителей, организация собственного пункта выпуска будет убыточным мероприятием, намного выгоднее заключить договор со сторонней организацией.

Требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на сотрудников, которые приняты на работу в должности водителя (ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Однако, если сотрудник не работает в должности водителя, но его работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, он также обязан проходить предрейсовые медосмотры (ст. 213 ТК, постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Например, курьеры, которые доставляют товары на служебном транспорте. Ошибочно считать, что, назвав сотрудника, управляющего служебным автомобилем менеджером по доставке, вы освобождаете его и себя от проблем с законодательством.

Если ваша компания покупает топливо по безналу - то, для списания топлива обязательно должны быть путевые листы с отметками врача и механика.

Путевой лист – это первичный документ, обязательный для всех предприятий и организаций. В нём должны содержаться обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса от 11 сентября 2020 г. N 368.

Каждая организация или предприятие имеет право создать свой бланк путевого листа, главное, закрепить его в своей Учетной политике.

Формы путевых листов разнятся, в зависимости от того, для какого транспортного средства их выписывают.

Руководитель назначил водителя выписывать путевки зачастую такое возложение обязанностей заканчивается тем, что все путевки оформлены с грубыми нарушениями, водитель даже не задумывается об этом, ведь скорее всего за эти дополнительные обязанности ему не доплачивают и разбираться с правилами заполнения путевок, изменениями в законодательстве и прочими “формальностям” у него просто нет желания. Такие путевые листы могут стать поводом для штрафа водителю или предприятию.

В теории Инспектор ГИБДД может выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Но отсутствие путевого листа у водителя также свидетельствует и о нарушении порядка проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. А эти нарушения наказываются уже по совершенно другим статьям.

Согласно статье 11.32 Нарушение порядка проведения предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан(водитель) в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Выпуск на линию транспортного средства с нарушениями порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства согласно ст. 12.31.1 п.3 влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан(водитель) в размере 3000 рублей;
  • на должностных лиц - 5000 рублей;
  • на юридических лиц - 30 000 рублей.

На практике, при отсутствии путевого листа, водители заявляют о его потере. В результате ежедневно в каждом районном отделе по БДД возбуждается 30-50 административных дел.

До 2012 года это было разрешено законодательством, в результате компании массово регистрировали автомобили на физические лица.

Теперь, даже ИП несут наказание касательно БДД как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы.

Руководитель не считает нужным организовывать выпуск автомобилей на линию.

В случае ДТП с участием автомобилей предприятия такая ситуация может обернуться реальными сроками, не только для руководителя, но и для бухгалтера и инженера по охране труда. Нужно быть готовым ответить на вопрос надзорных органов (прокуратуры): «Что Ваша организация сделала, чтобы не допустить ДТП?».

Специалист по выпуску автомобилей на линию должен вести не менее 4 журналов, которые должны содержать данные из путевых листов. И в случае проверки выполнения предприятием требований транспортной безопасности, журналы предрейсовых осмотров, учета путевых листов и инструктажей по БДД запрашиваются в первую очередь.

Минтранс оштрафовал организацию за непрохождение обязательных предрейсовых медосмотров и технического контроля. Верховный суд поддержал проверяющих (постановление Верховного суда от 06.06.2018 № 12-АД18-4). Минтранс при проверке установил, что путевой лист выписан на многодневный рейс, но фактически водитель имел возможность вернуться в компанию.

Транспортное средство сделало несколько рейсов без заезда в организацию. Но маршрут в один конец занимал не более одного дня, следовательно, ТС находились недалеко, и водитель мог пройти медосмотр и техосмотр перед началом каждого рейса.

Чтобы исключить споры и штрафы, обязательно укажите в путевом листе дату и время медосмотра, а также данные медработника. Если вы не можете подтвердить, что рейс действительно многодневный, когда водитель не имеет возможности вернуться в организацию, проводите медосмотры и контроль технического состояния перед каждым рейсом.