Режим работы водителей

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времениотдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ "Трудовой кодексРоссийской Федерации"* (далее -Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых намеждународных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад привахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору наавтомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерацииорганизациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации(далее - водители).

*Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3.

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренныеПоложением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливаетособенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мненияпредставительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха,предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всехвидах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателемдля всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным илисуммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей непозднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы(сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительностьежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, времяежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. Намеждугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которыхводитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля сучетом норм Положения.

II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовыеобязанности в соответствии с условиями трудового договора, правиламивнутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей неделис двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочейнедели с одним выходным днем - 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не можетбыть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего бремени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осеннийпериод и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должнапревышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем сучетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы(смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.

10. Вслучае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимодать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительностьежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматриваетсяпродолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этомавтомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию спредставительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной ипочтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные,внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки наслужебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной властии органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы(смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий деньможет быть разделен на две части. Разделение производится работодателем наосновании локального нормативного акта* принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должнабыть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимаетсяработодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя изнормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыхапредоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ передвыездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом налинию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местахпосадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работына линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, нетребующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ вполевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным сводителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляетавтомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метраи при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управленияавтомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительностьуправления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителейавтобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирскихмаршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем.При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за двенедели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверхнормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не можетпревышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывногоуправления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыхаот управления автомобилем в пути (подпункт"б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени надвижение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ,включаемых в подготовительно-за­ключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемоговодителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумяводителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее времятолько одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он неуправляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей (подпункт "и" пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке,предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа втечение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второйстатьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителячетырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. ВРЕМЯ ОТДЫХА

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питанияпродолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и егоконкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25.Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерывадля отдыха

и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборотаили в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - неменее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни неделисогласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочеговремени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но неменее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается вслучаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.