266н приказ Минздрава: каким будет предрейсовый медосмотр водителей в 2023 году

Вскоре Приказ Министерства здравоохранения №835н, на основании которого проводился и организовывался предрейсовый медицинский осмотр, утратит силу. На его смену разработан новый документ, Приказ Минздрава РФ №266н «Об утверждении порядка и периодичности предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечень включаемых в них исследований». 

Новый нормативно-правовой акт начнет действовать с 1 сентября 2023 года.

Кто обязан проходить предрейсовые осмотры

Приказ №266н устанавливает, что предрейсовый осмотр обязаны проходить:

  • Сотрудники юридических лиц и ИП (например, водители транспортных компаний, транспортных отделов и т.д.);
  • Индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями;
  • Физические лица, не являющиеся ИП, но занимающиеся коммерческими перевозками.

Таким образом, предрейсовый медосмотр актуален для всех водителей, выполняющих перевозки пассажиров и грузов на основании каких-либо договоров.

Легальность дистанционных предрейсовых осмотров

В отличие от Приказа Минздрава №835н, Приказ №266н допускает не только проверку здоровья водителя при непосредственном присутствии медика, но и использование медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную удаленную передачу информации для контроля состояния сотрудников. Это значит, что новый законодательный документ полностью легализует применение программно-аппаратного комплекса для дистанционных предрейсовых осмотров.

Решение о том, как именно сотрудники будут проходить проверку здоровья, — в очном или удаленном формате, — принимает работодатель. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике организации.

Кому нельзя проверять состояние дистанционно

Существует ряд сотрудников, которым запрещено проходить предрейсовый осмотр на расстоянии. К ним относятся водители, осуществляющие организованные перевозки группы детей или опасных грузов. Также под запрет попадают лица, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки по маршрутам с протяженностью свыше 300 км.

Дополнительные нюансы

Новый Приказ Минздрава РФ №266н также устанавливает следующие правила:

  1. Удаленная проверка здоровья может проводиться только с помощью специализированного, одобренного Минздравом оборудования. При использовании других устройств прохождение предрейсового осмотра считается недействительным.
  2. Если работодатель выбирает проведение контроля здоровья с использованием программно-аппаратного комплекса, необходимо обеспечить идентификацию личности. Это подтверждает, что проверку проходил водитель, а не постороннее лицо.
  3. Когда владелец предприятия выбирает дистанционные предрейсовые осмотры, важно обеспечить для сотрудников личное посещение медицинского специалиста не менее двух раз в год. Такая мера позволяет провести химико-токсикологическое исследование, подтверждающее, что в организме отсутствуют наркотики, следы психотропных препаратов и другие вещества.

Особенности проведения предрейсовых осмотров

Приказ Минздрава РФ №266н не внёс существенных изменений в порядок проведения предрейсовых осмотров. Независимо от формата, стандартная процедура предполагает сбор анамнеза, измерение артериального давления, пульса и температуры, проверку количества алкоголя в выдыхаемом воздухе.

В случае, если устройства фиксируют какие-либо подозрительные признаки (например, учащенный пульс или проблемы с давлением), осматриваемый вправе дважды повторить предрейсовый осмотр в интервале не менее 5 и не больше 10 минут.

Если не было обнаружено проблем с состоянием здоровья, которые могли бы спровоцировать ДТП, медик выносит заключение об отсутствии признаков заболеваний, данные вносятся в журнал. Если же были выявлены признаки болезненности, опьянения или переутомления, заключение является отрицательным, сведения об этом сразу же поступают работодателю.

Уклонение от прохождения предрейсовых осмотров по-прежнему грозит крупным штрафом, поэтому важно обеспечивать проверку здорового состояния своих сотрудников, управляющих транспортом предприятия.