Что важно знать о режиме труда и отдыха водителей

Иногда, в ситуациях, когда сроки доставки груза довольно таки сжаты, компании перевозчиков или водители могут принять решение сократить время на дорогу отказываясь от остановок. При этом усталый водитель теряет концентрацию, борется со сном — в результате переутомление может привести к серьезной аварии, которая станет причиной угрозы здоровью и жизни участников дорожного движения.

Сфера грузоперевозок установила нормы режима труда и отдыха для водителей, контроль соблюдения которых становится все более тщательным. В случае, если требования нарушаются, должностное лицо, а также владельцы предприятия могут получить штраф.

Применение тахографа для контроля выполнения режима труда и отдыха

Совсем недавно в России не было инструментов контроля для проверок исполнения режима водителями, хотя нормы и требования относительно рабочего времени существовали и должны были исполняться. Ранее тахографы нужно было устанавливать не на все автомобили, кроме того аналоговые устройства легко поддавались перенастройке и могли не отражать реальных данных о прохождении маршрута.

Ситуацию изменил Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», согласно которому тахографы должны устанавливаться на все грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 тонн. Годом позже за отсутствие оборудования на борту можно было получить штраф, а в 2016 году даже транспорт, где был установлен аналоговый вариант, считался не имеющим тахографа.

В настоящее время нельзя совершать перевозку грузовым авто без тахографа цифровой модели. По КоАП РФ несоблюдение требования закона влечет к наложению следующих денежных взысканий:

  • От 1000 до 3000 рублей для физических лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей для должностных лиц.

Обращение к нормативно-правовой базе

Ориентироваться на законодательные акты необходимо в зависимости от вида грузоперевозки. При выполнении международного рейса водитель должен следовать требованиям ЕСТР, то есть Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки — даже на том участке пути, где проходит территория России.

При маршруте только внутри страны необходимо следовать Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей».

В данных законодательных актах есть различия. ЕСТР устанавливает нормы для управления авто и для времени отдыха, тогда как российская законодательная база стремится согласовать данные временные промежутки с Трудовым кодексом.

Таким образом, ЕСТР учитывает продолжительность управления транспортом, а Приказ Минтранса — рабочий день водителя транспортного средства (из-за этого лимит по рабочему времени занимает 8 часов, тогда как управление авто в течение рабочего дня разрешено до 9 часов). При этом в рабочее время сотрудника, осуществляющее управление транспортом, включено:

  • Время на специальные перерывы на отдых;
  • Прохождение предрейсовых осмотров транспорта и водителя;
  • Стоянка в пунктах погрузки и разгрузки;
  • Простои не по вине водителя;
  • Устранение неисправностей транспорта, если нет необходимости разбирать механизмы и агрегаты;
  • Охрана грузов на стоянках, конечных точках;
  • Не менее 50% от рабочего времени засчитывается присутствие на рабочем месте сотрудника, даже если в этот момент транспортом управляет другой водитель (для ситуаций, когда на рейс выходит сразу два водителя).

Даже если в рабочий день не входят погрузочно-разгрузочные работы, а только управление транспортом, можно увидеть противоречие, поскольку управлять грузовым авто можно 9 часов, а продолжительность смены не должна превышать 8. В то же время в ЕСТР разрешено управление на протяжении 9 часов, а рабочий день водителя доходит до 13 часов.

Как суммируется рабочее время сотрудника

В перевозках по России существует ежедневный и суммированный учет. Рейсы некоторых водителей могут быть междугородними, по этой причине невозможно точно установить ежедневную или еженедельную продолжительность рабочих часов. По этой причине учетным периодом будет считаться месяц, однако суммарное время не должно превышать нормальное количество рабочего времени любого сотрудника.

Например, если в месяце есть 21 рабочий день, водитель должен работать не более 168 часов, а его ежедневная смена не должна выходить за пределы 10 часов. При этом 10 часов смена может длиться лишь дважды в неделю, а суммарное управление транспортом за две недели не должно быть более 90 часов.

Если водитель не успевает добраться до места отдыха, рабочий день может быть продлен до 12 часов. Тем не менее, попытка увеличить время за счет этого правила может привести к штрафу, поскольку сотрудники ГИБДД знают о имеющихся на маршруте стоянках и свободных местах для отдыха.

Положения об отдыхе

ЕСТР и российское законодательство предполагают движение разной интенсивности. По ЕСТР водителю доступно непрерывное вождение в течение 4,5 часов, после которых следует обязательных перерыв в 45 минут. Данный перерыв можно разбивать на маленький в 15 минут и большой в 30 минут, если непрерывное вождение не превышало 4,5 часов.

Положения нормативно-правовой базы РФ предполагают непрерывное вождение в течение 4 часов, после чего обязательно делается перерыв на 15 минут. Далее делать 15-минутные перерывы можно через каждые пару часов.

15-минутный перерыв является частью рабочего времени водителя, при этом отдых должен включать в себя:

  • Не менее получаса, но не более двух часов уделять отдыху и питанию (при этом не предоставляется дополнительных 15-ти минут, а если время рабочего дня превышает 8 часов, необходимо две остановки на питание);
  • Ежедневный отдых между сменами;
  • Выходной каждую неделю;
  • Междусменный отдых должен длиться в два раза больше смены до его начала, в это время включено питание и перерыв (например, при работе с 8 до 17 часов с одним часом на отдых, между сменами будет не менее 15 часов перерыва от управления, начать вождение и новый рабочий день можно будет в 8 утра).

Если учет времени суммируется, отдых между сменами длится не более 12 часов (11 часов в случае междугородних перевозок). Не более трех раз за неделю можно сократить время до 9 часов при условии, что на следующей неделе водитель сможет отдыхать в неиспользованные часы.

При междугороднем маршруте и суммировании времени отдых между сменами можно поделить на два или три раза, однако один раз должен быть не меньше 8 часов, при этом сокращать время запрещено, а отдыхать необходимо в течение суток.

Отдых между сменами не является частью еженедельного отдыха, который идет сразу за междусменным перерывом или перед ним и длится не менее 42 часов. При этом суммирование времени позволяет устанавливать выходные в любые дни недели.

Несколько водителей на смене

При оперативных сроках доставки и протяженном маршруте осуществить легальную перевозку можно силами нескольких водителей на маршруте. Это законно, однако грузовое авто должно предусматривать оборудованное спальное место.

При этом второй водитель, который не управляет транспортом, всё равно получает рабочие часы (не менее половины от времени, когда за рулем находится другой сотрудник). В этом случае с учетом продолжительности смены, если у одного водителя она занимала 8 часов, второй водитель может управлять транспортом не более 4 часов.

Штрафные взыскания

Согласно статье 11.23 КоАП РФ, нарушение режима труда и отдыха грозит штрафом от 1000 до 3000 рублей для водителя. Административная ответственность для юридических лиц и ИП распространяется по статье 5.27 за нарушение трудового законодательства и трудового права:

  • До 5000 рублей для должностных лиц;
  • До 5000 рублей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр.лица;
  • До 50000 рублей для юридических лиц;
  • Также возможны штрафы в случае, если транспортное средство не оборудовано тахографом или устройство неисправно.

Осуществлять проверку режима труда и отдыха водителями могут ГИБДД, Ространснадзор и Федеральная служба по труду.

После установки оборудования для фиксирования режима труда и отдыха нужно осуществлять снятие отчетов с карт тахографа раз в 28 дней согласно Приказу Минтранса РФ №36. Для этого можно обратиться в нашу компанию: наши механики снимают отчеты с карт водителя своевременно и законно. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте. Мы поможем законно осуществлять грузовые перевозки по стране и за её пределы!