Как легко списать топливо
Одним из критериев, влияющих на создание налоговой основы предприятия по налогу на доходы, является размер расходования горюче-смазочных материалов.
Документальные основы учета топлива на предприятии
Большое количество компаний имеют транспортные средства и используют их для решения различных задач: для доставки товаров потребителям, для командировок, для поездок в служебных целях, например в налоговую службу и др. Если транспорт стоит на балансе организации, то ей приходится нести постоянные расходы в связи с износом автомобиля, заменой запасных частей, ремонтом, а также на горюче-смазочные материалы.
Право любой организации - устанавливать нормы по расходам на вышеперечисленные пункты. Это значит, что каждая компания имеет право по своему усмотрению выработать размер трат, в том числе и на топливо. При этом необходимо опираться на уже имеющиеся критерии (они утверждены Министерством транспорта РФ). Исключение составляют автотранспортные предприятия, для которых нормы установлены и являются обязательными согласно распоряжению Министерства транспорта РФ № НА-80-р от 14.07.15 года.
Для того чтобы правильно вести бухучет, нужно учитывать все траты в целом. Иногда возникают сложности в определении количества израсходованного топлива. Чтобы облегчить задачу, можно воспользоваться рекомендациями Министерства транспорта, либо возможно самим предприятием выработать нормативный документ. Существуют варианты:
- Поручить подсчет расходов бензина специальным организациям.
- Самостоятельно устроить тест: залить, к примеру 100 литров бензина в пустой бак, и ездить на автомобиле до тех пор, пока бак снова не станет пустым. Так, по километражу, возможно будет посчитать расход топлива.
В настоящее время в Налоговом Кодексе России не сформулированы нормы списания топлива для подсчета налога на доход. Расходы на бензин являются материальными либо включаются в иные расходы по содержанию служебного автотранспорта. Но, все равно существует некое противоречие между судебной практикой и налоговой службой. Первые утверждают, что критериев по списыванию топлива нет, а вторые, наоборот, считают, что должен существовать приказ, устанавливающий нормы потребления горюче-смазочных материалов. И, если такового не имеется, доначисляют налоги. При возникновении проблем с налоговой службой, их приходится решать в суде. Поэтому, все-таки рекомендуем позаботиться о формировании учета по тратам на топливо заблаговременно, и подготовить соответствующий приказ по списанию ГСМ по путевым листам. В нем необходимо указать:
- марки транспортных средств,
- подсчитанные лимитированные нормы по расходованию.
Также при выработке нормативов по расходам, нужно учесть следующие критерии:
- условия для передвижения транспорта (состояние дорог различно),
- загруженность транспортного средства отличается в зависимости грузовой автомобиль или легковой,
- учитывание климатического фона,
- учет времени года (в зимний период расходование бензина увеличивается).
Ту же рекомендацию относительно документального оформления можно отнести к списания дизельного топлива. Предлагаем образец приказа на списание дизтоплива.
Контроль трат горюче-смазочных материалов в компании
Если расходы на топливо не связаны с основной деятельностью (это касается автотранспортных предприятий), то они включаются в себестоимость товаров, производимых на том или ином производстве, в траты, связанные с продажей продукции и в другие издержки.
Чтобы произвести списание расходов на горюче-смазочные материалы, необходимо подготовить следующие документы:
- Путевой лист (периодичность его составления зависит от того, как часто используется транспорт).
Чтобы списать ГСМ по путевым листам, в них указывается:
- маршрут транспортного средства,
- остаток бензина.
- Акт на списание топлива (также можно указать любые смазочные материалы).
В бухгалтерии контроль топлива ведется по его фактической стоимости. Расходы такого характера перечислены в федеральном стандарте ФСБУ 5/2019 “Запасы” (разд.2).
Оплату за топливо возможно производить как наличными средствами, так и через расчетный счет. Если на балансе предприятия находятся несколько транспортных единиц, то для лучшего контроля за расходами горюче-смазочных материалов каждого автомобиля рекомендуем применять топливные карты.
Для учитывания трат компании на бензин используются счета: субсчет 3 «Топливо» и счет 10 «Материалы».
Пример применения норм в бухгалтерском учете
Рассмотрим конкретные примеры бухгалтерских расчетов при покупке и списании горюче - смазочных материалов в компании.
ООО «Ремонт бытовой техники» имеет транспортное средство для выездов на заказы и доставке техники. Траты, связанные с автомобилем, входят в состав денежных расходов организации.
В июле 2022 года предприятие приобрело 90 л топлива по 42 руб. С НДС. От предыдущего месяца осталось 18 л по 40 руб. Предприятие закупает бензин по безналу. За месяц машина проехала 420 км. Необходимо сделать следующие пометки:
Остаток на начало месяца — 18л.
Выдано — 90 л.
Остаток в конце июля — 45 л.
Согласно приказу в организации норма расходования топлива в летний период составляет 11 л на 100 км. Поправочный коэффициент — 8%. Списание материальных ресурсов на предприятии происходит по усредненной цене.
- Расчет расходования топлива при списании фактических трат.
Средняя стоимость топлива за июль: 35,12 руб.
Расход бензина по факту составил:
18 л + 90 л – 45 л = 63 л.
Сумма списания составит:
63 л × 35, 12 руб. = 2 212,56 руб.
- Списание ГСМ по установленной норме (формула разработана для легкового транспорта).
Р = БН × 0,01 × S × (1 + 0,01 × D),
где:
БН — базовая норма расходования ГСМ (соответствует утвержденному приказу или нормам Министерства транспорта, л);
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (утверждается в компании или находим его в рекомендациях Министерства транспорта).
Подсчитаем расход топлива:
11 × 0,01 × 420 × (1 + 0,01 × 8) = 46,2 × 1,08 = 49,9 л.
Итак, общая сумма затрат такова:
35,12 × 49,9 = 1752,49 руб.
Мы видим, что фактические затраты больше трат установленных. В таком случае данную разность возможно определить, как отдельный субсчет «Списание горюче-смазочных материалов сверх нормы». В бухучете подобные траты учитываются в полном объеме.
Может быть и обратная ситуация: когда сумма нормированных расходов превышает фактические траты.
Вывод
Контроль за расходованием топливных материалов производится по одинаковой схеме, независимо от того, сколько автомобилей имеется в организации (одна или больше единиц). Списание трат должно быть подтверждено документально (рекомендуем оформлять документы также и в бумажном варианте), быть экономически обосновано и придерживаться имеющихся правил по учету подобного вида материальных ресурсов.
Для получения консультаций и правильного оформления путевого листа и подсчета израсходованного топлива вы можете обратиться в нашу компанию. Высококвалифицированные специалисты обязательно помогут вам.
Виды предрейсовых осмотров
Проведение предрейсовых медицинских осмотров возможно следующими способами:
Заключить договор по предрейсовым осмотрам со специальной компанией. Деятельность организации должна быть лицензирована.
Осуществлять контроль здоровья водителей дистанционно. В реализации мероприятия помогает программно-аппаратный комплекс.
Открыть медицинский кабинет по предрейсовым осмотрам на территории своего предприятия. Для этого придется получить лицензию.
Наша компания предоставляет собственные путевые листы, форма разрабатывается юридическим отделом с учетом всех нюансов актуального законодательства. Для получения подробной информации свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку для обратной связи на сайте. Мы найдем индивидуальный подход к каждому клиенту!