Предрейсовый медицинский осмотр: отмена Приказа № 835н Минздрава

Вот уже с марта этого года вступают в силу новые нормы перевода документов в электронную среду для компаний по перевозке людей и грузов. Все больше справок и бумаг оформляется и обрабатывается на Госуслугах, таких как:

  • транспортная накладная на перевозку груза;
  • наряд-заказ на выполнение работ;
  • сопроводительная ведомость на контейнер;
  • путевой лист.

Эти нововведения влияют на работу не только владельцев компаний по перевозке, но и самих водителей, которые обязательно должны проходить предрейсовый медосмотр. Уже с 2020 года успешно проходит процесс ведения документооборота в электронном виде, в нем задействовано более 60-ти компаний-перевозчиков, а также МВД и ФНС.

Если медицинское учреждение имеет лицензию на предоставление услуг предрейсового медосмотра, то оно попадает в базу электронного Правительства. Теперь у водителей и компаний появилась возможность проходить медосмотр дистанционно, что является новшеством и значительно упрощает работу. Компания ТрансАвто-7 занимается как очными, так и удаленными предрейсовыми медосмотрами. Напишите нам и опробуйте на себе все удобства дистанционного медосмотра.

Приказ Минздрава РФ № 835н отменен!

Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ раскрывает изменение некоторых требований в статьях об охране здоровья и безопасности дорожного движения. С 2021 года многие нормативно-правовые акты уже были изменены, но не Приказ Минздрава № 835н. И вот теперь с 2022 по 2028 год установлены новые нормы прохождение предрейсовых или послерейсовых медосмотров.

Самые большие правки претерпели пункты об идентификации личности водителя, все больше требуется электронное подтверждение данных и переход на дистанционный контроль медицинского состояния здоровья человека. Основные требования к базам данных, где должна храниться такая информация о водителе, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 447

В Российской Федерации действует так называемая "регуляторная гильотина" - это Федеральный закон о "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"от 31.07.2020 № 247-ФЗ. Он регулирует многие аспекты правового поля, но Правила из отмененного приказа в него даже не попадали, ведь он регулирует лишь нормы, вступившие в силу после 1 января 2020 года.

Как проходит предрейсовый медосмотр в 2023 году?

В приказе № 835н 19 пунктов, детальное прочтение которых оставило за собой много неточностей и вопросов у правозащитников. Данный документ имеет срок действия - 6 лет, а значит на протяжении всего этого периода будут даны как ответы на главные вопросы, так и уточнения для отдельных прецедентов.

Отныне работа и обеспечение медосмотра для компаний и водителей будут претерпевать значительные изменения, от работников медицинских учреждений требуется освоение и знание не только приборов по замеру физического здоровья человека, но и электронных сервисов и приложений, через которые проходит дистанционный контроль. Нововведения в законодательстве являются совсем непривычными для нас и оставляют за собой много вопросов. На некоторые из них у нас есть ответы:

  1. На кого распространяются требования предрейсового медосмотра?

На тех работников, которые определены Трудовым Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами, а также ИП, самостоятельно управляющие автомобилем.

  1. Зачем и когда проходить медосмотр?

Такой медицинский осмотр проводится утром до рейса или смены, а также после них. Контроль за здоровьем водителя позволяет не только вовремя выявить и вылечить обнаруженные заболевания, но и не допускает на дорогу людей в состоянии различных видов опьянения или просто с недугом.

  1. Как идентифицировать водителя?

По проекту приказа, водитель может подтвердить свою личность с помощью:

  • ЕСИА;
  • усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • Единой информационной базе данных;
  • формы, полученной в медучреждении;
  • данных операторов связи;
  • данных систем кредитования;
  • проч.

Также появилось очень важное дополнение в виде понятия электронного путевого листа.

  1. Как часто нужно проходить предрейсовые медосмотры?

Контроль за состоянием здоровья водителя проводится не только перед и после выезда, а и в течение всего периода работы за рулем автомобиля в данной компании. Право пропустить предрейсовый осмотр имеют только водители транспорта экстренных служб в случае срочного выезда. Проведение и организация медосмотров возлагаются на работодателя.

  1. У кого есть право проводить медосмотр?
  1. Люди с высшим или средним медицинским образованием, которые имеют подтверждение прохождения специального обучения по оказанию услуг предрейсового медосмотра.
  2. Медработники, которые находятся в штате медицинской организации или работают на компанию по перевозке (если там есть мед. кабинет), которая имеет государственную медицинскую лицензию.
  3. ИП, входящие в Федеральный реестр медицинских организаций.
  1. Как проходит медосмотр?

Сначала врач уточняет, нет ли у водителя жалоб на самочувствие. В случае дистанционного медосмотра водитель выбирает нужный ответ из предложенного ему списка. Далее применяется телеметрическое оборудование по определению температуры тела, давления и пульса, а также признаков наличия у водителя какой-либо разновидности наркотического опьянения.

Если прибор по определению концентрации алкоголя в крови показывает отсутствие опьянения, но его внешние признаки у водителя есть, то медработник имеет право направить водителя на сдачу мочи на анализ на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 г. № 40. Когда приходит результат токсикологии, медперсонал делает письменное заключение об отсутствии или наличии у водителя состояния опьянения.

В том случае, когда у обследуемого обнаруживаются недомогания, которые могут препятствовать управлению автомобилем, ему выдается направление в медицинское учреждение для лечения. К работе водитель допущен будет только тогда, когда принесет документ об оконченном лечении (например, закрытый больничный).

Журнал предрейсового медосмотра: новые сведения

В данном документе по регистрации каждого проведенного медицинского осмотра должна быть отражена такая информация:

  • Дата и время медосмотра.
  • ФИО водителя.
  • Пол.
  • Дата рождения.
  • Результаты проведенного медосмотра.
  • Расшифровка данных об отсутствии опьянения.
  • Подписи водителя и медработника (с расшифровкой).

Этот журнал можно хранить и заполнять как в электронном, так и в бумажном виде, главное - соблюдать требования пункта 15 Приказа № 835н. Если водитель здоров и причин к отстранению нет, то в путевой лист медперсонал ставит штамп и свою подпись.

Кто имеет доступ к результатам медосмотра?

Прежде всего о состоянии здоровья водителей узнает руководитель компании по перевозке, либо ответственное лицо данного предприятия. В том случае, когда водителя по какой-либо причине не допускают на линию, то медик заполняет справку о направлении на лечение и указывает: дату и время (с минутами), тип медицинского осмотра, цель направления (симптомы), предварительный диагноз, первая помощь, подпись.

Медицинский персонал предприятия, где работает водитель, или медицинского учреждения ведет учет таким справкам в соответствующем журнале (пункт 19).

После отмены Приказа № 835н и внесения изменений в приложение осталось еще много вопросов, которые со временем будут решены Минздравом и исправлены дополнительными поправками в будущем. Чтобы не пропустить свежие новости о законодательстве в сфере транспорта, рекомендуем подписаться на ТрансАвто-7 в соцсетях. Будь всегда в курсе событий!