Предрейсовый медицинский осмотр: отмена Приказа № 835н Минздрава
Вот уже с марта этого года вступают в силу новые нормы перевода документов в электронную среду для компаний по перевозке людей и грузов. Все больше справок и бумаг оформляется и обрабатывается на Госуслугах, таких как:
- транспортная накладная на перевозку груза;
- наряд-заказ на выполнение работ;
- сопроводительная ведомость на контейнер;
- путевой лист.
Эти нововведения влияют на работу не только владельцев компаний по перевозке, но и самих водителей, которые обязательно должны проходить предрейсовый медосмотр. Уже с 2020 года успешно проходит процесс ведения документооборота в электронном виде, в нем задействовано более 60-ти компаний-перевозчиков, а также МВД и ФНС.
Если медицинское учреждение имеет лицензию на предоставление услуг предрейсового медосмотра, то оно попадает в базу электронного Правительства. Теперь у водителей и компаний появилась возможность проходить медосмотр дистанционно, что является новшеством и значительно упрощает работу. Компания ТрансАвто-7 занимается как очными, так и удаленными предрейсовыми медосмотрами. Напишите нам и опробуйте на себе все удобства дистанционного медосмотра.
Приказ Минздрава РФ № 835н отменен!
Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ раскрывает изменение некоторых требований в статьях об охране здоровья и безопасности дорожного движения. С 2021 года многие нормативно-правовые акты уже были изменены, но не Приказ Минздрава № 835н. И вот теперь с 2022 по 2028 год установлены новые нормы прохождение предрейсовых или послерейсовых медосмотров.
Самые большие правки претерпели пункты об идентификации личности водителя, все больше требуется электронное подтверждение данных и переход на дистанционный контроль медицинского состояния здоровья человека. Основные требования к базам данных, где должна храниться такая информация о водителе, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 447.
В Российской Федерации действует так называемая "регуляторная гильотина" - это Федеральный закон о "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"от 31.07.2020 № 247-ФЗ. Он регулирует многие аспекты правового поля, но Правила из отмененного приказа в него даже не попадали, ведь он регулирует лишь нормы, вступившие в силу после 1 января 2020 года.
Как проходит предрейсовый медосмотр в 2023 году?
В приказе № 835н 19 пунктов, детальное прочтение которых оставило за собой много неточностей и вопросов у правозащитников. Данный документ имеет срок действия - 6 лет, а значит на протяжении всего этого периода будут даны как ответы на главные вопросы, так и уточнения для отдельных прецедентов.
Отныне работа и обеспечение медосмотра для компаний и водителей будут претерпевать значительные изменения, от работников медицинских учреждений требуется освоение и знание не только приборов по замеру физического здоровья человека, но и электронных сервисов и приложений, через которые проходит дистанционный контроль. Нововведения в законодательстве являются совсем непривычными для нас и оставляют за собой много вопросов. На некоторые из них у нас есть ответы:
- На кого распространяются требования предрейсового медосмотра?
На тех работников, которые определены Трудовым Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами, а также ИП, самостоятельно управляющие автомобилем.
- Зачем и когда проходить медосмотр?
Такой медицинский осмотр проводится утром до рейса или смены, а также после них. Контроль за здоровьем водителя позволяет не только вовремя выявить и вылечить обнаруженные заболевания, но и не допускает на дорогу людей в состоянии различных видов опьянения или просто с недугом.
- Как идентифицировать водителя?
По проекту приказа, водитель может подтвердить свою личность с помощью:
- ЕСИА;
- усиленной квалифицированной электронной подписи;
- Единой информационной базе данных;
- формы, полученной в медучреждении;
- данных операторов связи;
- данных систем кредитования;
- проч.
Также появилось очень важное дополнение в виде понятия электронного путевого листа.
- Как часто нужно проходить предрейсовые медосмотры?
Контроль за состоянием здоровья водителя проводится не только перед и после выезда, а и в течение всего периода работы за рулем автомобиля в данной компании. Право пропустить предрейсовый осмотр имеют только водители транспорта экстренных служб в случае срочного выезда. Проведение и организация медосмотров возлагаются на работодателя.
- У кого есть право проводить медосмотр?
- Люди с высшим или средним медицинским образованием, которые имеют подтверждение прохождения специального обучения по оказанию услуг предрейсового медосмотра.
- Медработники, которые находятся в штате медицинской организации или работают на компанию по перевозке (если там есть мед. кабинет), которая имеет государственную медицинскую лицензию.
- ИП, входящие в Федеральный реестр медицинских организаций.
- Как проходит медосмотр?
Сначала врач уточняет, нет ли у водителя жалоб на самочувствие. В случае дистанционного медосмотра водитель выбирает нужный ответ из предложенного ему списка. Далее применяется телеметрическое оборудование по определению температуры тела, давления и пульса, а также признаков наличия у водителя какой-либо разновидности наркотического опьянения.
Если прибор по определению концентрации алкоголя в крови показывает отсутствие опьянения, но его внешние признаки у водителя есть, то медработник имеет право направить водителя на сдачу мочи на анализ на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 г. № 40. Когда приходит результат токсикологии, медперсонал делает письменное заключение об отсутствии или наличии у водителя состояния опьянения.
В том случае, когда у обследуемого обнаруживаются недомогания, которые могут препятствовать управлению автомобилем, ему выдается направление в медицинское учреждение для лечения. К работе водитель допущен будет только тогда, когда принесет документ об оконченном лечении (например, закрытый больничный).
Журнал предрейсового медосмотра: новые сведения
В данном документе по регистрации каждого проведенного медицинского осмотра должна быть отражена такая информация:
- Дата и время медосмотра.
- ФИО водителя.
- Пол.
- Дата рождения.
- Результаты проведенного медосмотра.
- Расшифровка данных об отсутствии опьянения.
- Подписи водителя и медработника (с расшифровкой).
Этот журнал можно хранить и заполнять как в электронном, так и в бумажном виде, главное - соблюдать требования пункта 15 Приказа № 835н. Если водитель здоров и причин к отстранению нет, то в путевой лист медперсонал ставит штамп и свою подпись.
Кто имеет доступ к результатам медосмотра?
Прежде всего о состоянии здоровья водителей узнает руководитель компании по перевозке, либо ответственное лицо данного предприятия. В том случае, когда водителя по какой-либо причине не допускают на линию, то медик заполняет справку о направлении на лечение и указывает: дату и время (с минутами), тип медицинского осмотра, цель направления (симптомы), предварительный диагноз, первая помощь, подпись.
Медицинский персонал предприятия, где работает водитель, или медицинского учреждения ведет учет таким справкам в соответствующем журнале (пункт 19).
После отмены Приказа № 835н и внесения изменений в приложение осталось еще много вопросов, которые со временем будут решены Минздравом и исправлены дополнительными поправками в будущем. Чтобы не пропустить свежие новости о законодательстве в сфере транспорта, рекомендуем подписаться на ТрансАвто-7 в соцсетях. Будь всегда в курсе событий!