Меры предотвращения ДТП: профилактические мероприятия по БДД

Организации, использующие транспортные средства в своей деятельности, обязаны осуществлять различные меры, необходимые для снижения опасности возникновения аварий. За безопасность дорожного движения (БДД) и соответствующие мероприятия отвечают руководители предприятий и специалисты по БДД (в некоторых ситуациях руководитель сам может выступать в роли специалиста БДД).

Для чего необходимы

Проведение мероприятий БДД организуется для повышения безопасности движения и снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Благодаря инструктажам, практическим занятиям и повышению квалификации водители улучшают свои знания о транспортном законодательстве. Кроме того, любые занятия по БДД позволяют с большей безопасностью проходить маршруты, дают сотрудникам дополнительные представления о вождении в сложных условиях, оказании первой помощи пострадавшим в ДТП и другой опыт.

Кто обязан проходить

Мероприятия по БДД устраиваются для водителей, диспетчеров, механиков и специалистов по безопасности дорожного движения. Данные меры обязательны для сотрудников организаций, где используются транспортные средства. Все сведения о проведенных инструктажах фиксируются в специальных документах (журналах).

Проведение инструктажей БДД

Владелец предприятия или специалист по БДД отвечают за проведение инструктажей по безопасности дорожного движения. Требования в отношении организуемых мероприятий и лиц, ответственных за их реализацию, закреплены в Приказе Минтранса РФ №145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».

В ситуациях, когда в организации остаются сотрудники, не прошедшие специальный инструктаж, владелец компании может получить штраф в размере до 30000 рублей, согласно КоАП РФ.

Классификация инструктажей БДД

Безопасность дорожного движения предполагает проведение четырех видов инструктажей. Программы и содержание зависят от ситуаций.

Вводный инструктаж

Данный вид реализуется при приеме водителей на работу. В процессе специалист БДД или руководитель предоставляет сотруднику следующие сведения:

  • Какие перевозки совершаются в организации;
  • Особенности грузов, составов;
  • Правила максимальной загрузки;
  • Особенности маршрутов;
  • Порядок прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров;
  • Требования к размещению авто на стоянке автопарка;
  • Правила контроля технического состояния ТС.

Предрейсовый инструктаж

Проводится перед началом маршрута в условиях повышенного риска аварийности. К такому виду поездок относятся:

  • Особенности проезда по новым, опасным дорогам;
  • Транспортировка опасных грузов;
  • Правила организованной перевозки группы детей;
  • Езда в составе транспортной колонны.

Когда планируется сделать несколько рейсов по разным маршрутам, инструктаж проводится перед каждым. В ситуациях, когда запланировано более одного выезда по одному и тому же пути, достаточно одного инструктажа перед самой первой поездкой.

Содержание инструктажа включает информацию о протяженности маршрута, погодных условиях, опасных участках дороги и способах обеспечения безопасности в пути.

Сезонный инструктаж

Проводится дважды при смене погодных условий в течение года:

  1. Осенне-зимний. Информирует водителей об особенностях управления авто во время снегопадов и дождей, в условиях мороза и гололедицы, при плохой видимости.
  2. Весенне-летний. Предполагает сведения о вождении транспорта с учетом дополнительных факторов риска, таких как туманы, высокие температуры воздуха, подтопление дорог.

Специальный инструктаж

В отличие от плановых бесед, проводится ситуационно. Среди причин организации:

  • Если заранее запланированный маршрут требует изменений;
  • При крупных ДТП на трассе;
  • В случае изменений в законодательстве в сфере транспорта (например, вступают в силу новые правила);
  • Иные ситуации, предполагающие угрозы жизни и здоровью водителя, других участников дорожного движения.

Важность подготовки сотрудников

В первую очередь водители обязаны проходить профессиональный отбор при приеме на работу. Это необходимо для подтверждения знаний и опыта, обеспечивающего безопасное вождение во время совершения перевозок. Не менее важно: 

  • Обеспечивать повышение квалификации сотрудников;
  • Организовать предрейсовые медицинские осмотры; 
  • Осуществлять контроль режима труда и отдыха.

Необходимость подготовки транспорта

Транспорт обязан соответствовать требованиям технической исправности для перевозки пассажиров и грузов. По этой причине важно выполнять предрейсовые техническое осмотры. Авто также должны регулярно осматриваться и проверяться на предмет поломок, подвергаться ремонту и техобслуживанию в соответствии с требованиями, указанными в технической документации ТС.

Особенности осуществления мероприятий

Все профилактические меры ДТП фиксируются в документах и составляются в виде таблицы, состоящей из четырех колонок. Документ утверждается ответственным лицом, как правило, руководителем предприятия с датой и личной подписью. В колонки вносятся следующие сведения:

  1. Название мероприятия (например, сезонный инструктаж);
  2. Данные специалиста по БДД;
  3. Срок исполнения;
  4. Отметка об исполнении всех пунктов плана по предотвращению ДТП.

Кто может стать ответственным за БДД

Специалистом БДД на предприятии может стать человек с дипломом о высшем образовании по направлению «Техника и технологии наземного транспорта» с удостоверением о пройденной аттестации на должность.

Если данное образование отсутствует, необходим диплом о дополнительном профессиональном образовании в области БДД. При этом аттестация всё ещё остаётся обязательным требованием.

Специалист по БДД обязан знать законодательную базу в сфере транспорта, основы трудового законодательства. Сотрудник должен обладать безукоризненными знаниями в составлении графика перевозок, организации поездок и содержании инструктажей.

Пакет документов по БДД можно получить в нашей компании. Для дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте. Мы предоставим бесплатную консультацию и ответим на все вопросы!

TA7