Новые обозначения на автомобилях перевозящих СУГ
СУГ -это сжиженный углеводородный газ, который представляет собой смесь углеводородов, температура кипения от -50 до 0 °C. Предназначается для применения в качестве топлива, а также используется в качестве сырья для органического синтеза. Состав СУГ может различаться, но есть основные компоненты: пропан, изобутан, н-бутан. СУГ является довольно опасным газом. При перевозке данного газа, нужно быть внимательным.
Давайте разберем особенности перевозки.
В промышленности, в быту, а также для транспорта используют газ в двух агрегатных состояниях:
- сжатый или компримированный (КПГ);
- сжиженный природный (СПГ) или углеводородный (СУГ).
Природный газ добывают из-под земли в его месторождениях, а углеводородный получается самостоятельно, в качестве побочного продукта при перегонке или очистки нефти.
Принципиальная потребительская разница между КПГ и СУГ — в давлении внутри баллона, резервуара или емкости, под которым его можно хранить:
- КПГ — сжатый — 200 бар/атмосфер или почти 20 МПа;
- СУГ — сжиженный — 16 бар или 1,6 МПа.
Следовательно, для хранения и транспортировки КНГ нужна ёмкость, которая выдержит давление почти в 13 раз больше, чем для СУГ. Поэтому природный газ доставляют в основном по трубопроводу.
Для перевозки сжиженного газа автотранспортом и по ж/д подходят емкости с относительно тонкими стенками, их делают даже из полимеров. Но, тем не менее, СУГ относится к опасным грузам. Для признания его таковым достаточно небольшого давления в 16 бар. Также подготавливается и СУГ для транспортировки.
Добытый или полученный газ не подходит для эксплуатации и перевозки: сначала его нужно очистить, осушить, добавить ароматизатор и, в конце концов, сжать до состояния жидкости. Очищают газ сепараторами и фильтрами. На них оседают механические примеси, частицы песка, металла и другие примеси.
Осушение сжиженного газа происходит в два этапа:
- основную часть влаги поглощают адсорбенты — жидкие и твердые «губки», которые впитывают влагу;
- мелкие частицы влаги удаляют, охлаждая СУГ ниже 0 °С: вода кристаллизуется и отделяется от газа.
Удаление влаги очень важно, потому что конденсат в газовом оборудовании приводит к поломкам и нештатным ситуациям.
Опасный СУГ в натуральном виде не имеет цвета и запаха — его утечку человек не заметит. Поэтому после очистки и обезвоживания к нему добавляют вещество с сильным резким запахом. Процесс называют одорированием. Финальная стадия подготовки к погрузке — сжижение. Газ пропускают через ступенчатые установки. На каждом этапе на него воздействует более мощный компрессор, пока вещество не уменьшится в объемах примерно в 600 раз. Одновременно с этим вещество переходит из газообразного состояния в жидкое. Теперь сжиженный газ готов к перевозке.
Сжиженный углеводородный газ транспортируется с помощью автомобильного газовоза - это специализированные грузовые автомобили с цистерной и оборудованием для перекачки и контроля безопасности груза. Цилиндрическая ёмкость должна соответствовать ГОСТ 21561-2017, её устанавливают горизонтально на раму машины или прицепа.
Особенности тягача:
- выхлопная труба выведена спереди и оборудована искрогасителем;
- бамперы и дополнительная защита топливного бака;
- допуск водителя к перевозке опасных грузов.
Оборудование цистерны:
- сливной узел с кранами;
- насосное оборудование для взрывоопасных сред;
- измерительные и контрольные приборы для СУГ: манометры, термометры, уровнемеры, счетчики;
- средства защиты и предохранители — байпас, фильтры;
- заземление, отвод статического электричества;
- солнечная защита — экран из стального листа.
Цистерны производят из обычной углеродистой стали, иногда используют сплавы или полимеры. Автогазовозы применяют для доставки крупным промежуточным потребителям — заводам, АГНКС — на расстояние до 500 км.
Однако есть и более упрощённый вариант транспортировки автотранспорта — газовоза. Цистерна оборудована меньшим количеством приборов и устройств. При этом её устанавливают в мощную стальную раму, которая имеет проушины или петли для зацепления краном. Такие блоки загружают на корабли или устанавливают на железнодорожные платформы.
Танк-контейнеры СУГ стандартизируют по ГОСТ Р 53350-2009 или ISO 668:1995 в международном варианте. По наружным параметрам их объединяют с морскими контейнерами. То есть газовая цистерна в раме имеет:
- постоянную ширину 2,440 м;
- высоту от 2,44 м до 2,9 м;
- длину от 2,99 м до 13,71 м.
Этот вид газовых емкостей используют для транспортировки сжиженного газа крупным потребителям на большие расстояния.
Газовые цистерны всех типов и разновидностей находятся под строгим контролем Ростехнадзора.
Но, для того чтобы перевозить СУГ нужно правильно оборудовать газовоз. На автотранспорте должны присутствовать опознавательные знаки, такие как:
- знак опасности, он выглядит как красный ромб. Данный класс классифицируется для перевозки "Легковоспламеняющих жидкостей". Данный знак устанавливается на топливозаправщики, которые перевозят дизельное и печное топливо, а также газойль (смесь жидких углеводородов);
- знак "вещество опасное для окружающей среды". Устанавливается на все типы данных машин;
- есть знаки “опасный груз”, для каждого газа, нефтепродукта преднозначен свой определённый знак;
- знак "33-1203" (ст. абвиатура - 345КЭ-1203) устанавливается на те топливозаправщики, которые перевозят бензин (хим. формула: "С8Н17");
- знак "33-1202" (ст. абвиатура - 345КЭ-1202) устанавливается на те машины, которые предназначены для перевозки дизельного топлива (сокр. ДТ, хим. формула: "С10Н22"). Дизельное топливо, кстати, отличается по сезонам. ДТ летом и ДТ зимой - это практически два разных топлива;
- знак "30-1863" предназначен для топливозаправщиков, которые перевозят авиационное топливо (смесь парафиновых углеводородов, хим. формула: "C n H 2n+2"). Чаще всего, в этой роли выступают седельные тягачи с цистерной;
- знак "23-1978" специально для машин, которые перевозят пропан (хим. формула: "C3H8"). В этой роли выступают газовозы;
- знак "23-1965" специально для машин, которые перевозят сжиженные углеводородные газы (смеси -изо и -н бутaнов, пpопaнa). В этой роли выступают газовозы;
- знак "03-1267" предназначен для тех топливозаправщиках, которые занимаются перевозкой сырой нефти.
Соблюдайте при перевозке СУГ всё правила и обязательно используйте опознавательные знаки.
Виды предрейсовых осмотров
Проведение предрейсовых медицинских осмотров возможно следующими способами:

Заключить договор по предрейсовым осмотрам со специальной компанией. Деятельность организации должна быть лицензирована.

Осуществлять контроль здоровья водителей дистанционно. В реализации мероприятия помогает программно-аппаратный комплекс.

Открыть медицинский кабинет по предрейсовым осмотрам на территории своего предприятия. Для этого придется получить лицензию.
Наша компания предоставляет собственные путевые листы, форма разрабатывается юридическим отделом с учетом всех нюансов актуального законодательства. Для получения подробной информации свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку для обратной связи на сайте. Мы найдем индивидуальный подход к каждому клиенту!