Что представляет собой грузовик-беспилотник сегодня?

Транспорт будущего — беспилотные автомобили. Хотя пока еще нельзя говорить о повсеместном использовании транспортных средств без водителя, данные технологии существуют уже длительное время.

Уровни автономности грузовиков-беспилотников

Классификация была разработана Международным сообществом автомобильных инженеров, и представляет собой автономность управления грузовиками, разделенную по уровням:

  • Первый уровень. Водитель держит руки на руле, однако большая часть электронных систем действует автоматически, например, поддержка дистанции с другими транспортными средствами. Также присутствует система, оповещающая об опасности столкновения.
  • Второй уровень. Водитель может убирать руки с руля при некоторых маневрах, например, для самостоятельной парковки.
  • Третий уровень. Можно убирать руки с руля при движении по трассе на короткое время. Хотя транспорт самостоятельно движется вперед, перестройку в рядах осуществляет водитель.
  • Четвертый уровень. Езда без водителя. Применяется в некоторой спецтехнике, например, в транспорте по уборке дорог. Скорость до 12 км/ч, может управляться по Wi-Fi.
  • Пятый уровень. Установка искусственного интеллекта, полностью беспилотный транспорт. Данный уровень подразумевает полное отсутствие кабины, наименее распространенный вариант, находящийся в процессе разработки.                                                                                                                        

Сферы применения

В первую очередь беспилотники используются в военном деле. Сегодня транспорт такого типа может управляться с помощью планшета или операторской станции, что сохраняет жизни людей, при этом перевозя продовольствие, топливо и другие необходимые объекты.

Также беспилотники используются в горной промышленности. К примеру, Volvo разработала электрические самосвальные тележки, которые самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку, помогая в работе человеку. В Белоруссии же для горного дела был разработан БелАЗ- 7513R с четвертым уровнем автономности, который может самостоятельно передвигаться по маршрутам и анализировать окружающую обстановку.

Беспилотники — потенциально важное направление для логистики. Роботизированные механизмы могли бы существенно упростить задачи доставки, однако сегодня устройства для складов, промышленных помещений находятся только в разработке. Например, к ним относятся шаттлы Renault EZ-Pro, уже использующиеся в некоторых американских компаниях.

Кладезь инженерной мысли на дорогах России

Некоторые мечтают о беспилотном пассажирском транспорте, который хоть и является реальностью, вряд ли в ближайшем времени окажется на дорогах. Данные технологии активно разрабатываются в Европе. В качестве импортозамещения существуют отечественные наработки, однако пока ввести в эксплуатацию беспилотные автобусы смог только Китай. Причина, по которой по России ещё не ездят беспилотные автобусы — дорогая стоимость изготовления и отсутствие законодательной базы, регулирующей множество нюансов, связанных с аварийностью в отсутствии водителей.

Пока беспилотные автобусы и грузовики не заменили труд человека, сотрудникам коммерческих организаций необходимо проходить предрейсовые медосмотры перед началом смены. Это снижает количество аварий и способствует своевременному прохождению пути по графику.