Игра на выживание: грузоперевозки после 24 февраля
В связи со сложной политической и экономической ситуацией, компании грузоперевозчиков столкнулись с рядом трудностей. Своим опытом поделился руководитель транспортно-логистического отдела, рассказав, как же все таки изменился бизнес перевозчиков после 24 февраля: о дорогом обслуживании автопарков, нюансах с дефицитом кадров и других проблемах.
Рост цен в два раза
Запчасти автотранспорта имеют свойство изнашиваться и требовать замены. По словам представителя одной из компаний с собственным автопарком, среди наиболее частых проблем встречаются:
- Двойная стоимость обслуживания. Так, сотрудник отдела логистики приводит в пример оценку замены масла Scania. С ноября 2021 к июню 2022 года общая сумма работ и материалов двукратно увеличилась, при этом масло и само обслуживание являются абсолютно идентичными.
- Рост цен на детали Б/У. На одном из технических осмотров обнаружилось, что задняя ступица колеса Scania имеет большой люфт и требует замены. Нужную деталь можно было заказать в Турции, однако оттуда запчасть привезли бы только за огромную сумму в 567000 рублей. В условиях санкций можно было заказать российский аналог, однако тягачи Scania обладают множеством модификаций, из-за которых невозможно предсказать, насколько могла бы подойти ступица к транспорту. Решением стала покупка детали Б/У: стоимость при этом составляла 50000, что дешевле замены из Турции, но всё же превышает прежнюю цену в 11 раз.
Новая реальность: в ожидании турецких запчастей
Компания грузоперевозок также столкнулась с ремонтом коробки передач Scania. Для завершения ремонтных работ не хватало одной шестерни, предложением дилера была стоимость 158000 рублей за деталь и ожидание поставки от двух до шести месяцев. Такой долгий и дорогостоящий ремонт влечет за собой больше расходов, чем доходов от деятельности.
С целью поиска альтернативы было решено воспользоваться услугами турецкого автобазара. В этом случае дилер самостоятельно взял на себя решение вопросов с доставкой и поиском, при этом шестерня обошлась в сумму 36000 рублей.
Сотрудник транспортно-логистического отдела также отметил, что приобретение каких-либо запчастей про запас (например, топливный или воздушный фильтр) было невозможным. В покупке отказывал менеджер, ссылаясь на запрет по распоряжению головного офиса. Можно сделать вывод, что в нынешних реалиях владельцам автопарка придётся уметь выходить из сложных ситуаций, ища альтернативу покупке оригинальных комплектующих.
Увеличенная стоимость обслуживания
В автопарке компании присутствует Hino 300, новый, но сталкивающийся с поломками из-за регулярной эксплуатации. После 24 февраля с его ремонтом появился целый ряд проблем: при обращении за новыми деталями поставщики существенно сократили время выплаты счета. Если раньше оплатить запчасти можно было в течение трех дней, теперь внести сумму необходимо за три часа.
Стоимость деталей, как и в случае с любым другим транспортом, выросла в цене: в конце 2021 года тормозные колодки стоили 3500 рублей, сегодня стоимость равна 7000 рублей. Причем в цене выросли как оригинальные запчасти, так и неоригинальные комплектующие.
Однако дорогое обслуживание касается не только импортного транспорта, в компании заметны огромные расходы на поддержание технической исправности автомобилей ГАЗель. Цены на запчасти скачут каждую неделю, при этом опыт показывает, что «неофициальные» детали часто служат ничуть не хуже, а стоят в два раза меньше «оригиналов».
Проблемы гарантийного ремонта
Сегодня автопарк испытывает трудности даже с транспортом, находящимся в гарантийном обслуживании после ремонта:
- Если раньше можно было менять какой-либо единый узел полностью, например, при выходе из строя актуатора турбокомпрессора — турбокомпрессор целиком, сегодня многие заводы осуществляют только замену отдельных деталей.
- Существенно увеличились сроки ожидания. Как бюджетные, так и дорогостоящие запчасти теперь приходится ждать очень долго. За это время компании претерпевают огромные убытки, однако ускорить доставку невозможно.
По этой причине любая поломка автотранспорта грозит большими денежными и временными потерями.
Безработицу сменил дефицит кадров
В условиях подорожания обслуживания автопарков и огромного роста цен на запчасти редким компаниям удается индексировать зарплату, при этом стоимость продуктов в магазине также претерпевает рост. Руководитель транспортно-логистического отдела отметил увольнения по собственному желанию — люди стали стараться искать места с более высокой заработной платой. Хотя при грамотном подходе руководства многих удалось удержать на месте, свободные вакансии заполнялись медленнее, чем год назад.
Для сокращения расходов на ремонт и обслуживание владельцы коммерческого транспорта и автопарков обязаны организовывать предрейсовые осмотры. Регулярная диагностика автотранспорта позволяет обнаруживать неполадки и предупреждать возникновение поломок и серьезных аварий, заканчивающихся штрафами и увеличенными расходами.